Чтобы разобраться в сущности механизмов возникновения заикания, болезнь необходимо рассматривать с позиции психолингвистики, патологической физиологии и клинической медицины.
На появление нарушения влияют как психические, социальные, так и физиологические факторы.
Коротко разберем определение и более подробно этиологию и патогенез логоневроза: почему человек запинается при разговоре, когда волнуется, почему заикается, когда говорит, каковы причины возникновения заикания у детей, подростков и взрослых людей?
Какова природа недуга, передается ли заикание ребенку по наследству или нет, от отца или матери?
Патогенетический механизм
Четкого ответа, касающегося механизма зарождения и развития заикания, не существует, но основной причиной болезни в большинстве случаев называют нарушение коммуникативной функции речи.
Трудности в произношении, исходя из оценки Р. Левиной, зависят от следующих факторов:
- разговорной среды,
- типа нервной системы,
- речевого режима.
Изучение патогенеза заикания позволило выявить ряд изменений со стороны вегетативной нервной системы у больных:
- расширение зрачков во время заикания,
- повышенное внутричерепное давление,
- экстрапирамидные синдромы,
- нарушение сна: кошмары, судорожные движения перед тем, как заснуть, легко прерывающиеся сновидения.
Каков механизм заикания с позиций физиологического подхода? На физиологическом уровне сбой темпа и ритма происходит вследствие спазма мышц артикуляционного аппарата.
В чем заключаются психологический и психолингвистический аспекты?
Механизмы заикания активно изучаются с точки зрения лингвистики, чтобы точно определить момент спазмирования мышц речевого аппарата.
Речевое общение разделено на такие этапы:
- Желание донести информацию, подкрепленное эмоциями и волевым усилием.
- Появление замысла в форме беззвучной речи, то есть, процессе мышления.
- Воспроизведение с помощью звуков.
В «,Механизмах коммуникативной речи», И. Абелев сделал вывод, что судороги начинаются, когда у говорящего сформировалось намерение и определенная программа, но трехфазную схему дополняет еще один пункт , этап готовности говорить.
В этот момент у заики происходит сбой следующих систем:
- энергетическая,
- генераторная,
- резонаторная.
Следствием становится судорожное сжатие мышц, проявляющееся заиканием на последнем этапе.
В целом, психолингвистические и психологические (психосоматика заикания) механизмы появления болезни у взрослых и детей разнятся. Распространенные объяснения:
- невроз как следствие закрепленной непроизвольной реакции, изначально появившейся из-за проблем в произнесении слов различного происхождения,
- расстройство функций речи, спровоцированное речевым дизонтогенезом и нарушениями в процессе формирования личности,
- нервно-психическое расстройство, возникшее из-за сбоя процессов в коре головного мозга, нарушения связи между корой и подкоркой и сбоя единого темпа дыхания, артикуляции и голоса.
Предрасполагающие причины появления заикания
Предрасполагающими называют причины, которые создают почву для появления заикания. В таблице рассмотрены основные факторы риска:
Причины заикания | Пояснение |
Невропатия у отца или матери | Нервные расстройства. |
Инфекции, которые ослабляют и нарушают функционирование ЦНС. | |
Наследственность | У 71% детей заикание спровоцировано наследственностью (по данным Andrews, Morris Yates, Howie & Martin, 1991). |
Слабость артикуляционного аппарата иногда выступает рецессивным признаком, переходящий детям от родителей | |
Генетические особенности провоцируют неправильное развитие речевых центров (Ardila, Rosselli, Bateman & Guzman, 2000). | |
Особенности конституции ребенка | Расстройства вегетативного отдела нервной системы. |
Высокая чувствительность. | |
Предрасположенность к появлению психологических травм. | |
Половая принадлежность | Мальчики страдают от речевого дефекта в 3 раза чаще. |
Нарушения функций нервов у малыша | Кошмары. |
Недержание мочи. | |
Острая реакция на любой раздражитель. | |
Психическая напряженность. | |
Принадлежность к определенной этнической группе | Скорость речи и лексические особенности играют важную роль: чем выше процент первобытных элементов, тем ниже вероятность заикания. |
Заикание среди франкоговорящих , 4-7%, в немецкоязычных странах , 2%, коренные индейцы Америки не склонны к заиканию. | |
Заболевания и травмы головного мозга на разных этапах развития | Повреждения внутри утробы или при родах. |
Кислородное голодание организма. | |
Нарушения, спровоцированные детскими болезнями во внеутробный период: причинами детского заикания могут стать последствия инфекций, ЧМТ. | |
Возрастной фактор | В ½ случаев заикание появляется в возрасте от 2-х до 5-ти лет. |
Количество заик среди дошкольников составляет от 1,4 до 2% (данные М.Хватцева, К.Беккера), учащихся младших классов , 1,6% (статистика М.Совака), взрослого населения <,1%. |
Упомянутые факторы риска приводят к патологиям на физическом и психическом уровне и, как следствие, у ребенка появляются речевые нарушения.
Неблагоприятные условия, способствующие развитию логоневроза у детей
Разберемся, почему возникает заикание у мальчиков и девочек, что вызывает появление проблемы, с чем связано ее развитие.
К неблагоприятным условиям, увеличивающим вероятность появления заикания, относят следующее:
- Быстрое развитие речевых функций в 3-4-х летнем возрасте из-за постоянной коммуникации со старшими родственниками.
У ребенка может возникнуть проблема речевой итерации (повтор слов, звуков), продиктованная физиологическими причинами.
- Специфические свойства психики ребенка, которые закономерно изменяются с возрастом.
Процесс формирование левого и правого полушария заканчивается в пятилетнем возрасте, в этот же период подходит к концу распределение псих.функций между полушариями.
Речь, как высшая психическая функция, созревает медленнее всего и отличается повышенной чувствительностью. При этом у представителей мужского пола процесс еще более замедлен, что приводит к неустойчивости их ЦНС.
- Физическая слабость ребенка.
- Плохо развитые моторные функции, артикуляционные движения, нарушения в восприятии ритма,
- психологическая стесненность, которая проявляется чрезвычайно острой реакцией на любой раздражитель. Причина , конфликтные взаимоотношения с окружением, невозможность понять и принять требования среды.
- Дефицит позитивного, радующего ребенка, общения со взрослыми. Следствием становится эмоциональное напряжение, приводящее к психогенному заиканию.

Появление сильного раздражителя, если ребенок попал в категорию повышенного риска из-за неблагоприятных условий, спровоцирует нервное расстройство и дефект речи.
Производящие этиологические факторы риска
Под производящими причинами понимают «,спусковые курки»,, которые дают толчок к появлению речевых нарушений. Факторы разделяют на 2 группы: психические/социальные и зависящие от физиологический и анатомической структуры организма.
Подробная информация представлена в таблице:
Психические/социальные механизмы заикания | Анатомо-физиологические |
Испытанный ужас | Болезни, приводящие к переутомлению, истощению ЦНС: рахит, корь, брюшной тиф, коклюш |
Хронические, повторяющиеся конфликты, провоцирующие переживания и постоянное эмоциональное напряжение | Перенесенный энцефалит |
Некорректные воспитательные меры: попытки вырастить идеального ребенка, завышенные требования, чрезмерное потакание капризам, авторитарность | Повреждение внутри утробы, при родах |
Переучивание левшей: постоянные замечания приводят к неврозу | |
Неожиданное потрясение, спровоцировавшее взрыв эмоций | Сотрясение мозга |
Перегруз сложным материалом и неподходящей для возраста лексикой | |
Некорректное обучение в раннем возрасте: излишне быстрый темп, произношение слов одновременно со вдохом, неправильное произношение звуков | Повреждения подкорковых механизмов, которые отвечают за контроль телодвижений (например, дисфункция внчс) |
Психическая индукция: вольное или невольное копирование речи заикающихся людей из окружения | Заболевания носоглотки и гортани |
Полиглоссия: изучение в раннем детстве 2-х языков в одно время | Нарушения в работе артикуляционного аппарата при задержках речи, дефектах звукопроизношения, дизартрии, также ОНР (общее недоразвитие речи) |
Рейтинг наиболее распространенных производящих причин:
- Пережитый ужас , 67,5 %.
- Физическая травма головы , 27,5%.
- Болезни инфекционной природы , 2,5%.
Заикание может возникнуть и в результате подражания. На копирование речи заик тоже приходится 2,5%, но в этих случаях оказывал влияние еще и наследственный фактор, так как заикание наблюдалось у одного из родителей ребенка. Определить в процентном соотношении, какую роль играла тяга к подражанию, невозможно.
Причины рецидива
От чего появляются рецидивы заикания, каковы причины того, что ребенок вновь стал заикаться? Наиболее часто рецидивы заикания возникают, когда ребенок входит в период пубертата. Профилактические меры подбираются, исходя из причины возвращения заикания, поэтому важно определить, что повлияло на подростка.
Выделяют следующие причины, почему люди начинают заикаться:
- переутомление на фоне повышенных умственных нагрузок,
- общая нервозная обстановка,
- сбой режимов сна и бодрствования,
- неправильно подобранный рацион,
- минимум поддержки и отсутствие внимания родителей,
- плохое закрепление результатов во время работы с логопедом,
- некорректная работа логопеда: например, не полностью были устранены и проработаны психологические причины развития болезни,
- заболевания, нарушающие функционирование ЦНС,
- психологические травмы,
- неуважительная, оскорбительная форма общения с ребенком,
- постоянный контакт с заикающимся родственником,
- стресс, вызванный повышенной требовательностью родителей.

Чаще всего рецидивы наблюдаются, если заикание было спровоцировано приобретенным нарушением функций нервов или появилось без влияния внешних факторов.
Вероятность возвращения болезни увеличивается, если ребенок забывает о профилактике, перестает выполнять упражнения и периодически проходить обследование у логопеда.
Последствия и осложнения
Последствием заикания становятся психологические проблемы. Из-за дефекта речи ребенок может свести на нет общение со сверстниками из-за страха издевок.
Последствия подобного поведения:
- мнительность,
- комплексы,
- настороженное отношение к людям,
- понижение самооценки,
- пугливость,
- острая реакция на раздражители.
Постоянный стресс влечет нарушения в работе ЦНС, что усугубляет речевые проблемы. Трудности с общением, неумение налаживать социальные связи приводит к проблемам с учебой. Наиболее распространенное осложнение , глоссофобия.
Мы разобрались, почему человек, мужчина или женщина, начинает заикаться во взрослом возрасте и отчего происходит заикание. Каковы причины того, что ребенок начал заикаться, от чего бывает заикание у детей.
При проведении логопедической терапии важную роль играет понимание патогенетического механизма заикания.
Для излечения больного необходимо установить предрасполагающие и производящие причины речевого нарушения и устранить корень проблемы. Если заниматься исключительно речью, то у ребенка через 1-2 года может случиться рецидив.