Способность говорить – это главный инструмент общения людей между собой. Красиво звучащая и четкая речь помогает человеку строить карьеру и личную жизнь. Людям с нарушениями речевой функции намного тяжелее реализовываться в этих сферах.
У детей речь еще только формируется. От того насколько правильной и красивой она будет, зависит их будущее. Заикание часто затрудняет развитие и социализацию ребенка, поэтому взрослые должны уделять повышенное внимание борьбе с этим недугом.
В данной статье представлена краткая симптоматика заикания, тики и судороги как основное проявление логоневроза у детей и взрослых, как и чем характеризуется темпо-ритмическая сторона речи и т.д.
Первые проявления проблемы у ребенка
Под заиканием (логоневрозом) понимают расстройство речи с характерным повторением или удлинением отдельных звуков, слов или слогов. В результате расстраивается ее ритм и нарушается плавность.
Эта патология часто сопровождается следующими нарушениями: изменяется ритм дыхания, тембр голоса и высота звуков. Их относят к группе расстройств ритмической организации речевой функции.
В его развитии роль играют несколько причин:
- слабость нервной деятельности,
- психологические проблемы,
- психические заболевания,
- хронические, вялотекущие соматические патологии.
Заикание развивается в результате судорожного состояния мышц, отвечающих за формирование речи.
Оно возникает в результате патологических процессов, развивающихся в структурах головного мозга и черепных нервах. Эта патология реализуется в ходе прерывистой передачи импульсов по нервным волокнам. Она возникает из-за нарушений в речевых центрах головного мозга.
Рассмотрим подробнее, что является основным симптомом заикания.
Дошкольного возраста
К первым проявлениям заикания у детей дошкольного возраста относят аритмичность речи. Они появляются из-за судорожных расстройств в мышцах, образующих речевой аппарат.
Сначала у дошкольника страдают следующие речевые характеристики:
- плавность,
- интонационная выразительность,
- паузация,
- нарушаются логические и фонетические ударения.
У малышей появляется эмболофразия – наличие в речи постоянно повторяющихся посторонних слов и простых фраз. Для дошкольников характерно появление простых эмболов («ну», «э», «вот» и тому подобное). Они образуются, так как малыш не может четко и быстро оформить свою мысль.
В дошкольном возрасте характерно сопровождение заикания массой сопутствующих простых движений. Это происходит ввиду распространения судорожного возбуждения с речевого аппарата на мышцы рядом расположенных частей тела. В первую очередь они распространяются на мышцы лица, надплечий и шеи, затем на руки, туловище, ноги.
Вместе с заиканием малыш совершает следующие действия:
- теребит пуговицы, носовой платок или края одежды,
- моргает,
- покачивает туловищем,
- подергивает плечом,
- притопывает,
- наклоняет голову,
- закрывает глаза.
Это происходит во время судорожного подергивания мышц.
На начальных этапах заболевания эти проявления у детей появляются в момент начала самостоятельной речи. Заикание усиливается в моменты присутствия незнакомых людей, в новых ситуациях и при волнении. У малышей заикание может исчезать на некоторый период, а затем появляться вновь.
В младшем школьном
Первыми симптомами в младшем школьном возрасте являются речевые запинки. Они вырабатывают негативный эмоциональный осадок.
У ребенка появляется недовольство и переживания по поводу невозможности нормально говорить, это усугубляет проблему. Состояние ухудшает негативная оценка и насмешки окружающих.
В младшем школьном возрасте особо значимый эффект оказывает негативное влияние учителя на ситуацию. Резкие окрики, высмеивание перед классом, излишне строгое отношение способствуют прогрессированию логоневроза у ребенка.
Появляются типичные для логоневроза проявления:
- повторение звуков и фраз,
- усилие, видимое в лицевых мышцах, при произношении,
- резкое тональное повышение голоса на высоте заикания,
- речевые блоки.
Часто у детей в этом возрасте после сильного эмоционального потрясения возникает мутизм – ребенок совсем перестает разговаривать. Через какое-то время возобновляется речь, но уже присутствует заикание.
Если заикание появилось ближе к окончанию младшей школы, то у ребенка меняется характер. Он становится замкнутым, малообщительным.
У подростков
Для подростков характерен рецидив или усиление логоневроза в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет. У него проявляется личностная реакция на речевой дефект. Они болезненно осознают свой дефект, становясь замкнутыми.
Молодые люди избегают публичных выступлений, развивается логофобия. Характерно, что вне ситуаций с публичными выступлениями никаких личностных изменений не возникает.
Из-за невозможности полноценной коммуникации с другими людьми провоцирует неуверенность и уход в себя.
Кроме отказа от коммуникаций, подростки всячески стараются камуфлировать свой речевой дефект. Они отказываются от употребления отдельных звуков и слов в своей речи, заменяя их другими, с которыми не возникает трудностей.
Подростки начинают использовать длительные паузы в разговоре, использовать повторение отдельных фраз, растягивать отдельные звуки.
Особенные признаки заикания у взрослых людей
К начальным проявлениям при логоневрозе у взрослого являются заминки в начале фраз. Люди стараются избегать продолжительных разговоров, стараются изъясняться кратко и четко.
Взрослые избегают публичных выступлений, выражают согласие кивками головы. Человек нервничает при общении с людьми и публичными выступлениями.
У них заикание проявляется следующими признаками:
- многочисленные повторения звуков слов и слов,
- удлинение звуков,
- усиление громкости голоса в начале фразы,
- напряжение мышц лица и шее при говорении,
- чувство нехватки воздуха во время разговора,
- стремление не вступать в общение без крайней необходимости.
Подробная клиническая картина
Логоневроз имеет характерные клинические проявления, распознавание его не представляет никаких трудностей.
Патологические проявления бывают следующими:
- физиологические симптомы заикания – у больного присутствуют различные мышечные спазмы и судороги, их локализация , в области лица шеи надплечий реже в других зонах тела,
- различные нарушения дыхания,
- появляются различные изменения речи – нарушается ее ритм, темп, изменяется тембр голоса,
- изменяется произношение звуков, страдает артикуляция,
- появляются тикоидные гиперкинезы,
- присутствуют патологические проявления со стороны вегетативной нервной системы,
- больной пытается камуфлировать свое состояние с помощью речевых и двигательных уловок,
- у него появляется боязнь говорить.
У больного появляются особенности психических реакций на свою проблему с речью. Появляются страхи, повышенная впечатлительность.
Физическая симптоматика
Логоневроз провоцирует патологические сокращения мышц гортани, диафрагмы, неба и языка. Чаще всего они возникают при произнесении гласных звуков.
Различают следующие разновидности спазмов вокального аппарата:
- Толчкообразные гортанные.
- Вокальные.
- Смыкательные.
Различают судороги на выдохе и вдохе. Судорожные сокращения мышц на выдохе сопровождаются ощущениями нехватки воздуха и мощными сокращениями мышц живота.
Особенности дыхания
Речевой процесс предполагает четкую координацию процесса произношения звуков (артикуляция) и дыхания. Нарушение функции дыхания является ведущей причиной развития заикания.
У больных снижен объем вдоха перед высказыванием фразы. Отмечается укорочение голосового выдоха.
При логоневрозе возникают следующие дыхательные нарушения:
- неравномерность,
- прерывистость,
- неустойчивый ритм,
- наличие кратковременных остановок в процессе дыхания.
Больные испытывают серьезные трудности в голосоподаче. Отмечаются судорожные вдохи в середине слов.
Темп речи, ритм, голос, тембр
Какой темп речи характерен для заикания? При логоневрозе отмечаются нарушения акустических характеристик речи.
Ритм, темп и плавность при заикании внезапно и вынужденно прерываются. Причиной этого явления считают судорожные сокращения мышц, задействованных в образовании речи.
Голос при заикании отличается глухостью и хриплостью, также он бывает взрывным и твердым. Больной заиканием говорит без использования нижних резонаторов, и голос лишается выразительного тембра. Исчезает мягкость голоса.
Артикуляция
Усиление мышечного тонуса, прежде всего, проявляется при произношении согласных звуков. Особенно трудно больному произносит взрывные звуки. Произношение гласных, как правило, не страдает, больным легче говорить нараспев.
Речь этих больных монотонна и бесцветна. У них нарушено разделение носовой и ротовой полости, в результате дисфункции глоточного кольца. Это сказывается на артикуляции и произношении звуков.
Нарушения моторики
При заикании отмечается нарушение общей моторной функции у пациента, в том числе артикуляционной моторики, особенно страдает мимическая моторика.
Моторные нарушения при логоневрозе следующие:
- выпадение двигательной функции и невозможность совершит движение,
- мышечные подергивания языка (фасцикуярные, фибриллярные, тремор),
- атактические нарушения (движение выполняется только под контролем зрения),
- изменение орального праксиса.
С этими нарушение сцеплено патологическое изменение динамики и статики речевого аппарата.
Сопутствующие движения
Сопутствующие патологические движения и тики имеют схожую природу образования с заиканием у детей и взрослых, поэтому нередко присутствуют у больного вместе.
Эти проявления считаются малыми эквивалентами эпиприпадка.
При логоневрозе часто встречаются следующие движения:
- непроизвольное поднимание бровей,
- моргание,
- надувание щек,
- подергивание уголков рта,
- вздрагивания,
- пожимание плечами.
Эти нарушения совместно часто появляются у детей в адаптационный период к новой ситуации и расцениваются как проявления невроза.
Изменения вегетативной нервной системы
У большинства пациентов с заиканием находят патологические изменения вегетативной нервной системы. Для них характерно повышение потоотделения, наличие панических атак, одышка и психогенный кашель.
Психологическая
К психологическим симптомам заикания относятся: речевые уловки, логофобия и фиксированность больного на собственном дефекте, психологические особенности личности с заиканием.
Двигательные и речевые уловки
Произвольные моторные нарушения называют уловками. Больной заиканием, таким образом, стремится нивелировать выраженность своего речевого расстройства и замаскировать его от окружающих.
Он исключает из своей речи слова и звуки, которые ему трудно произносит. Заменяет их другими, которые ему легче даются.
К уловкам относят речевые эмболы – несколько раз повторяющиеся, однообразные слова. Еще для этого больной часто произносит слова без звука перед тем, как начать говорить. Он облизывает губы, покусывает кончик языка или губу.
Фиксированность на своем недостатке
Для пациентов с заиканием характерно особое психопатическое состояние с типичными переживаниями по поводу собственного недостатка.
Для фиксированности на дефекте характерно:
- тревожность,
- боязливость,
- страх перед началом речевой фразы,
- застревание на дефекте,
- осознание собственной неполноценности,
- гипертрофированное представление о нарушении,
- настороженное отношение к нему.
С течением времен степень фиксированности на собственном дефекте у человека нарастает.
Логофобия
Стойкий страх речевого общения при заикании и появления речевых судорог у заикающихся называется логофобией. Он проявляется в виде боязни речевой коммуникации и избегания подобных ситуаций. Это состояние отягощает течение болезни.
Как проявляется структура фаз развития недуга?
Логоневроз относится к тем заболеваниям, которые прогрессируют в отсутствии лечения. Выделяют четыре стадии в его развитии.
Первая стадия
Для этой стадии характерно эпизодическое появление заикания. С течением времени периоды с отсутствием заикания укорачивается. Для нее характерны запинки в речи.
На этой стадии человек испытывает трудности в начале разговора. Дальше у него затруднений не возникает.
Начало заикания провоцируется какой-либо эмоциональной реакцией. Повышенная тревожность и страх речи отсутствуют.
Вторая
Речевые нарушения становятся практически постоянными. Светлые промежутки возникают все реже и быстро проходят. Заикание начинается при эмоциональной нагрузке и при быстрой речи.
Особую трудность вызывают многосложные слова, на них возникают запинки. Простые слова произносятся свободно.
У больных встречаются затруднения при коммуникации, возможны сопутствующие движения.
Третья
В этой стадии происходит окончательное становление логоневроза. У больного пока еще нет страха речи и избегания речевых ситуаций. Появляются сложные речевые расстройства. Больной к своему расстройству относится спокойно.
Четвертая
На этой стадии у больного присутствует выраженная эмоциональная реакция на собственное заикание. Трудности возникают при произношении простых слов. Появляется страх речи и избегание с ней связанных ситуаций.
Больной в разговоре не использует сложные слова. В тяжелых случаях он полностью отказывается от контактов с окружающими.
Логоневроз представляет собой серьезную проблему для человека, затрудняет его социализацию и развитие. Он относится к расстройствам, способствующим развитию депрессии, ограничению контактов с окружающими.
С течением времени заболевание прогрессирует. При отсутствии лечения больной полностью может отказаться разговаривать с окружающими из-за страха речи.