Неврозоподобное заикание имеет свои особенности патогенеза и этиологии. Исправить ситуацию можно только лишь устранив первопричину патологии.
Для этого специалисты проводят специальную диагностику, на основе которой выставляется диагноз и назначается лечение.
Процесс восстановления длительный и пошаговый, и самое главное – самостоятельно, без квалифицированной помощи не обойтись.
Как проявляется неврозоподобная форма заикания, связанная с нарушением работы или поражением мозга, как диагностируется и лечится, в чем причины данной проблемы? Подробности , в статье.
Определение понятия
Существует несколько классификаций типов заикания – по характеру речевых судорог, по месту локализации (на вдохе или на выдохе) и пр.
По причине появления выделяют эволюционное и симптоматическое заикание.
Неврозоподобный вид – эволюционное заикание, возникающее в раннем детстве, от 2 до 6 лет, отличительной особенностью и причиной этого вида является органическое поражение центральной нервной системы и головного мозга.
Для неврологического вида заикания характерна судорожность речи, наличие тиков (непроизвольные сокращения мышц лица и рук).
Причины возникновения у детей и взрослых
Основная причина – функциональные изменения центральной нервной системы, вызванные, прежде всего, мозговыми нарушениями и патологиями головного мозга ребенка.
Предрасполагающие триггеры появления врожденного заикания:
- Внутриутробные патологии (обвитие пуповины, неправильное предлежание плода).
- Тяжелая беременность (токсикоз, кислородное голодание – гипоксия плода).
- Родовые травмы (асфиксия, затяжные роды, внутричерепные сдавливания и травмы при родах).
- Гипертония мамы (особенно на поздних сроках скачки давления – эклампсия).
- Нарушение кровообращения (плацентарная недостаточность).
- Инфекционные заболевания родителей (сифилис, туберкулез).
- Нервно-психические расстройства (депрессия, шизофрения, неврозы и психозы).
- Курение, употребление наркотиков, алкогольная зависимость одного из родителей.
- Самолечение матери во время беременности (бесконтрольное употребление сильных препаратов).
Особое место занимает генетическая предрасположенность к заиканию (речевые патологии близких родственников). Доказано, что заикание может передаваться по наследству.
Неврозоподобное заикание не связано с психотравмой, стрессами ребенка, не зависит от внешней ситуации (волнение, возбуждение, испуг, сложные отношения в семье и пр.).
Патогенез и механизмы развития
Чаще всего заикание неврозоподобного характера появляется без наличия видимых причин на 3 или 4 году жизни ребенка, развивается постепенно.
Этапы протекания:
- 1 , 6 месяцев , заикание волнообразное, периоды без нарушений сокращаются, ребенок позже начинает ползать, держаться на ногах и ходить.
- От 1 года , появляются сопутствующие симптомы – обильные движения, сорные звуки, слова, ужимки и уловки (эмболофразия).
- 1 , 2 года – начинает говорить первые слова, речевой дефект приобретает форму монотонности и стабильности (закрепляется).
- Далее, к 3 -3,5 годам ребенок начинает формировать первые фразы, появляется нарушение мелкой и крупной моторики разной степени – недостаточная координация и подвижность речевого аппарата, нарушение координации ног и рук.
Кроме того, уже в первый год жизни ребенок проявляет беспокойство, кричит без причины, плохо спит днем, просыпается ночью. Возможно отставание и в физическом развитии (часто отмечается нижняя граница нормы).
Поведение – расторможенность, эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, ориентир на мать. Ребенок часто капризничает, не переносит жару, духоту, в транспорте его сильно укачивает.
На занятиях в детском саду и при любой физической нагрузке работоспособность низкая, малыш быстро утомляется, внимание истощается в течение 15 мин.
Может возникнуть церебрастический синдром – раздражительность, вспыльчивость, отказ выполнять правила и просьбы, с дисциплиной возникают проблемы.
Отмечается появление гиперкинетического синдрома , не запоминает последовательность движений, движения рук и ног несоразмерные, напряженные, резкие. Музыкальный слух плохо развит , темп и ритм не держит в памяти.
Речевые нарушения – трудности в произношении звуков, словарный запас низкий, грамматический строй речи нарушается, появляются трудности в формировании и воспроизведении целой фразы.
Клиническая картина: симптомы и проявления
Разграничения эволюционных видов заикания (невротическое и неврозоподобное) весьма условное, часто встречаются смешанные типы – логоневрозы сопровождаются различными соматическими расстройствами.
Отличительные особенности проявления неврозоподобного заикания:
- речевая активность повышена,
- судороги появляются именно в артикуляционном аппарате – губы, язык, мягкое небо,
- темп речи ускоряется,
- звукопризношение чаще всего нарушено, отмечается общее недоразвитие речи,
- речь невыразительная, глуховатая, монотонная:
- движения скованные, неуклюжие, однообразные, мимика невыразительная, вялая,
- страдает мелкая моторика – плохо рисует, штрихует, испытывает трудности при разукрашивании,
- отмечаются частые стереотипные сопутствующие движения рук и ног (кривляние, активные жесты),
- заикание носит постоянный характер,
- трудности при счете, запоминании цифр и букв,
- не наблюдается целенаправленность в преодолении заикания,
- уровень когнитивной сферы (внимание, память, мышление) снижен,
- часто эти дети леворукие,
- заикание проявляется в период становления речи (в 3 года),
- полностью отсутствует страх речи (ребенок не замечает дефекта, не фиксирует внимание),
- стресс, повышенная возбудимость, смена ситуации влияют незначительно.
При переутомлении, речевых и физических нагрузках, соматических и инфекционных заболеваниях (гастрит, цистит, ветрянка, ОРВИ, грипп и пр.) ситуация усугубляется, симптомы проявляются ярче и сильнее.
Как происходит диагностика проблемы?
При заикании, любых речевых нарушениях необходимо, прежде всего, обратиться к логопеду, детскому психологу и психоневрологу.
Если ребенок посещает детский сад, то воспитатели и логопеды рекомендуют после 3 лет обратиться за помощью к специалистам психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК), которая работает в любом городе и районе.
Здесь проходит комплексная диагностика ребенка логопедом, дефектологом, психоневрологом и психологом. Консилиум ставит речевой диагноз, дает направление на дополнительную диагностику (при необходимости уточнения диагноза), определяет коррекционную программу развития ребенка (специальные логопедические группы).
Логопедическое обследование позволяет обнаружить патологии строения речевого аппарата:
- недостаточная подвижность языка, губ,
- нарушения координации артикуляционных движений,
- исследуется тонус мышц языка,
- отмечается повышенная саливация (слюноотделение) в процессе произношения и покое.
Также логопед исследует темп речи, модуляцию голоса и речевое дыхание.
Психологическое обследование диагностирует:
- эмоционально-волевую сферу,
- уровень психических процессов (память, внимание),
- устанавливается соответствие возрастным нормам уровня мышления (как известно, речь и мышление взаимосвязаны),
- ребенок проходит тесты на работоспособность, утомляемость.
При неврологическом осмотре врач изучает анамнез, выписку из истории протекания беременности и родов, анализирует сопутствующие заболевания.
Какие дополнительные исследования проводятся?
При анализе клинической картины, для уточнения диагноза ребенок направляется на дообследование:
- Проверка устной речи у логопеда, в более позднем возрасте исследуется письменная речь учителем начальной школы.
- Рентгенография головы – краниография – исследование черепа, костей свода, лицевого скелета и головного мозга.
- Эхоэнцефалоскопия (Эхо ЭС) – ультрозвуковая оценка наличия патологии в веществе головного мозга (например, внутричерепное давление).
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) – безболезненное исследование функционального состояния мозга, его активности.
- МРТ позволяет детально изучить мозг, выявить патологии, опухоли, аневризмы, сосудистые патологии, выявляет проблемы нервной системы в целом.
Такая дифференциальная диагностика позволяет:
- исключить раковые и доброкачественные новообразования, дискинезию,
- определить наличие сопутствующих синдромов (церебрастенический, гиперактивность, расстройство движений и координации),
- выявить первопричину неврозоподобного заикания (энцефалит, гематомы, киста и др. органические повреждения мозга).
Методы лечения и коррекции
При таком типе заикания лечение назначается строго индивидуально, включая не только медикаментозные методы, но и регулярные занятия с логопедом и психологом.
Неврологичесое воздействие:
- назначаются ноотропные лекарства (фенибут, пирацетам, глицин и пр.),
- обязательна витаминная терапия (комплекс витаминов, витамины группы В, полисахариды),
- при повышенном давлении назначаются дуаретики по показаниям (сульфат магния, ацетазоламид и пр.),
- седативные препараты растительного происхождения (валериана, пустырник),
- при необходимости врач выписывает антидепрессанты (амитриптилин, флуоксетин).
Сразу после обнаружения проблемы заикания необходимы системные занятия с логопедом (не менее 1 года), в процессе которых корригируются проявления дислалии и дизартрии.
Психолог поможет преодолеть психомоторные проблемы. В ходе занятий особенно эффективны методы арт-терапии (лечение музыкой, недиррективное рисование, лепка, глинотерапия и пр.).
Рекомендуется получить консультацию у психолога по коррекции внутрисемейных отношений, устранение конфликтных и стрессовых ситуаций.
В заключение следует отметить, что профилактической мерой считается планирование беременности, здоровый образ жизни обоих родителей, своевременное лечение инфекций и болезней, вызывающих неврозоподобное заикание.
Главное помнить – только системное комплексное лечение и коррекция способно избежать утяжеления патологии и обеспечить полное восстановление речи.